АВТОР: Вадим Шемет

Художественный свет в пейзажной фотографии

Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

В пейзаже, как и в уличном портрете, существуют разные временные отрезки для фотосъёмки.

Разбираясь в особенностях света в пейзажной фотографии и, научившись им управлять, вы сможете получать действительно красивые пейзажные работы.

Свет — это один из главных компонентов пейзажа в живописи, благодаря которому талантливые пейзажисты умеют добиваться «Вау-эффекта» на своих полотнах.

В фотографии всё то же самое, поэтому мы остановимся на теме света подробно.
Время №1
Первый отрезок времени, когда стоит выбираться на охоту за пейзажами — это предрассветные и послезакатные часы, когда в небе присутствует красивое зарево от солнца, но самого солнца при этом не видно.

Обычно, это 15 минут до рассвета и 20-30 минут после заката — зависит от полосы, где вы проживаете, а также времени года.

В этот период особенно хорошо получаются мягкие, романтичные пейзажи, которые наполнены розоватым или золотистым свечением.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Если мы обратимся к пейзажистам-художникам, то сможем заметить, что они часто использовали такой свет в своих работах.

Обратите внимание, как золотистая заливка полностью заполняет кадр и картина буквально зажигается.

Такой свет хорошо подходит как для пейзажа, так и для архитектуры, здесь главное — выследить правильный момент, когда солнце подсветит облака из-за горизонта и всё небо зальёт равномерным светом.

Обычно пиковое время такого зарева длиться всего 3-4 минуты, так что к этому моменту нужно уже стоять наготове, в заранее определённой локации и с фотокамерой на штативе.

В такие моменты интенсивность света и световая температура очень быстро меняются, так что каждую минуту у вас будут получаться разные по освещению кадры.

Важно успеть сделать серию с одной точки, чтобы потом было из чего выбрать на компьютере.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

В утренние часы и вечерние часы свет немного отличается по своему оттенку: утром он обычно переходит от фиолетово-красных и розоватых оттенков к чистому, белому свету, в то время как вечером отблески в небе обычно оранжево-красные, реже розоватые.

Тут всё зависит от времени года и от региона, в котором вы живёте, потому что в разных частях света закат и рассвет окрашивается иначе.

Для вдохновения рекомендую вам посмотреть полотна известных художников и обратить внимание, как они используют этот приём со светом в своих работах.

Начинающие фотографы обычно гоняются за закатом и снимают пейзажи, когда солнце ещё достаточно высоко над горизонтом, что даёт не настолько художественный эффект.

Если же вам удастся поймать пик солнечных отблесков на небе, но когда самого солнца ещё нет (или уже нет) над горизонтом — результат будет впечатляющий.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Время №2
Сумерки.

Примерно час перед рассветом и после заката, когда вы можете получить красивую синеватую заливку в кадре.

Когда рассветного зарева ещё нет, либо закатное зарево начинает сходить на нет — в этот период становится больше синих оттенков и получается достаточно умиротворенная, спокойная по цвету композиция.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Сумерки можно использовать для создания довольно интересных пейзажных фотографий, делая снимки на длинных выдержках.

Чтобы сделать фотографию более уютной и интересной, можно добавить огоньков в кадр — тогда у вас получится сочетание холодного и тёплого цвета, что поможет вам расставить акценты в кадре.

Эти отрезки времени часто используются для съёмки ночной архитектуры, т.к. ещё нет сильного контраста между светом и тенью, а небо имеет благородный синий оттенок.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

При съёмке фотографий в сумерках важно следить за тем, чтобы в кадре не было больших тёмных участков, вроде кустов на переднем плане, чтобы композиция по свету была сбалансирована и кадр казался однородным, без резких провалов в темноту.

Если же вы фотографируете пейзаж без подсветки — стоит поставить выдержку подлиннее (1-2 секунды) и не тянуть со съёмкой, чтобы успеть сделать кадры до полной темноты.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Время №3
Третий отрезок времени, который хорошо подходит для съёмки пейзажа — это умеренное солнце, начинается оно примерно за 4 часа до заката летом и длится 2 часа после рассвета (летом).

В это время солнце находится под низким углом по отношению к земле и хорошо подсвечивает текстуру травы, камня, мостовой или листвы на земле.

В это время создаётся большинство пейзажей, т.к. в нём проще всего работать — у вас есть запас по таймингу, и если не получилось сделать хороший кадр сразу, всегда можно найти другую точку съёмки и попробовать ещё.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Когда вы снимаете в отрезок времени умеренного солнца, можно экспериментировать с направлением света — если вы снимаете против солнца, то у вас получится более игривое настроение в кадре и светящиеся деревья.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Если вы снимаете по солнцу — картинка будет более простой по свету, но при этом более качественной и детализированной.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Если солнце окажется сбоку — это даст больше объёма на вашу фотографию и позволит сделать довольно качественный, классический пейзажный кадр.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

А если вы будете снимать совсем близко к закату (или рассвету) и возьмёте солнце в кадр — это придаст приятную золотистую заливку в кадре, которую потом можно усилить при обработке.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Так или иначе, разбег для фантазии тут большой, и не стоит думать, что в пейзаже фотограф не может управлять светом.

Отличие управления светом в пейзаже от портрета заключается в том, что при пейзажной съёмке вы управляете светом, самостоятельно меняя точку съёмки относительно солнца и дожидаясь определённого времени, когда солнце будет разной интенсивности и окраски, в зависимости от той идеи, которую вы хотите передать.
Время №4
Пасмурный день.

Когда небо равномерно затянуто белой пеленой и нет откровенно грозовых туч, которые будут харизматично смотреться в кадре — лучше всего отправиться на съёмку в такой ландшафт, который сам по себе будет создавать перепады света и тени.

Например, это может быть скалистая местность или же лес, в котором в пасмурную погоду можно получить довольно атмосферные и при этом объёмные снимки из-за того, что скалы или деревья создают перепад между светом и тенью.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Если вы хотите получить объёмное небо в облачную погоду, при самой съёмке необходимо уводить экспокоррекцию фотокамеры слегка в минус, чтобы облака лучше прорисовались в кадре.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Если же в кадре присутствует переменная облачность — с этим проще, такие облака всегда здорово смотрятся в кадре.

В такую погоду вы сможете сделать удачные фотографии хоть в открытом поле, хоть локациях архитектурой.

Переменная облачность в целом даёт самый лучший объём на фотографии: если вы не будете торопиться на съёмке и подгадаете кадр таким образом, чтобы свет сквозь облака падал на сюжетно важные объекты (как здесь он подсвечивает руины) — ваши старания будут вознаграждены, вы получите отличные работы.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Время №5
Съёмка перед дождём или сразу после него.

Обычно фотолюбителей не решаются отправиться на съёмку в такую погоду и предпочитают отсидеться дома, однако, если вы хотите получить действительно впечатляющие кадры, я вам рекомендую поснимать в этот отрезок времени.

В такие моменты на небе можно запечатлеть мощные грозовые тучи в сочетании с ярким солнечным светом — всё это придаёт невероятный объём пейзажным фотографиям.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Чтобы получить классный кадр в таких условиях — фокусируйтесь и замеряйте экспозицию по центральной точке (около горизонта), а экспокоррекцию уводите на 0,5-1 ступень в минус, чтобы подчеркнуть могучие облака.
Пейзажная фотография - фотограф Вадим Шемет

Автор фото: Вадим Шемет

Желаю успехов в практике!